Новости

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. N 6

Читать
Пленум Верховного Суда РФ принял постановление по вопросам, возникающим в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В документе обращено внимание, в частности, на следующее.
Для привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ период неуплаты алиментов должен составлять не менее 2 месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение этого срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место начиная с 2 апреля.
Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата алиментов имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты, например:
- в связи с его болезнью (нетрудоспособностью);
- по вине других лиц (в частности, в связи с невыплатой зарплаты работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам);
- вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
- ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.
Не может рассматриваться в качестве уважительной причины неуплаты алиментов несогласие плательщика с размером подлежащих уплате сумм. В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (ст. 101, 102, 119 СК РФ).
Не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной и сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов.
Неуплата алиментов в период отбывания лицом, обязанным уплачивать алименты, наказания в местах лишения свободы также не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности. В этом случае суду необходимо проверить, в частности, привлекалось ли такое лицо в период отбытия наказания к оплачиваемому труду, не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.
Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об АП мотивов, по которым судья с учетом установленных обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения плательщика, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.
Также поясняется, что:
- при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ судья должен проверять факт возбуждения в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, исполнительного производства. Соответствующие доказательства должны быть приобщены к материалам дела об АП;
- если в отношении лица принято нескольких судебных актов о взыскании алиментов либо имеется нескольких соглашений об уплате алиментов (например, ввиду обязанности предоставлять содержание нескольким детям), в связи с неисполнением каждого из которых возбуждены исполнительные производства и имеются данные о фактах неуплаты алиментов в течение 2 и более месяцев подряд, такие факты подлежат самостоятельной квалификации по ч. 1ст. 5.35.1 КоАП РФ. Аналогичным образом следует квалифицировать факты неуплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей по ч. 2 ст. 5.35.1 КоАП Р;
- неуплата лицом, обязанным уплачивать алименты, суммы неустойки за несвоевременную уплату алиментов, определенной на основании ст. 115 СК РФ, квалификации по части 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ не подлежит;
- достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности до достижения совершеннолетия в результате вступления в брак, объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация), усыновление (удочерение) ребенка, на содержание которого взысканы алименты, смерть ребенка не могут быть признаны основанием, исключающим производство по делу об АП, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, при условии образования задолженности по алиментам за период, предшествовавший указанным событиям (действиям);
- лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.

о работе судебных участков мировых судей города Оренбурга и Оренбургского района с 4 по 7 мая 2021 года

Читать
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 242 от 23 апреля 2021 года «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» информируем вас о том, что уголовные, гражданские, административные дела и материалы, а также дела и материалы об административных правонарушениях, назначенные к рассмотрению на 4, 5, 6, 7 мая 2021 года, будут рассматриваться в обычном режиме.
В период  с 4 по 7 мая 2021 личный прием граждан судебными участками осуществляться не будет, единая приемная судебных участков города Оренбурга и Оренбургского района закрыта с 4 по 7 мая 2021 года.
Для подачи документов следует воспользоваться электронными сервисами, либо услугами почтовой связи.

Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2021)

Читать
Верховным Судом РФ подготовлен третий в 2021 году обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека
Обзор включает в себя практику Европейского Суда по правам человека в сфере:
административно-правовых отношений (в т.ч. вопросы обеспечения надлежащих условий содержания под стражей, в том числе при транспортировке лишенных свободы лиц);
гражданско-правовых отношений (например, право на уважение семейной жизни (лишение родительских прав);
гражданско-процессуальных отношений (в частности, право лишенного свободы лица на участие в судебном разбирательстве по гражданскому делу, в том числе в суде апелляционной инстанции);
уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в т.ч. право на жизнь; вопросы проведения эффективного расследования случаев лишения жизни).
Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.

Федеральный закон от 24.03.2021 N 49-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельн

Читать
Расширен перечень преступлений, предварительное следствие по которым производится следователями СК России
Указанный перечень дополнен преступлениями, совершенными сотрудниками органов принудительного исполнения РФ, а также преступлениями, совершенными в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
Также уточнено, что по уголовным делам об отдельных преступлениях, выявленных органами Федеральной службы безопасности, в совершении которых обвиняются сотрудники органов принудительного исполнения РФ, предварительное следствие может производиться следователями органов ФСБ России.
 

Федеральный закон от 24.03.2021 N 57-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81.1 и 164 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Читать
Внесены изменения в УПК РФ, исключающие двоякое толкование понятия "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности"
Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 315-ФЗ было внесено изменение в часть первую.1 статьи 108 УПК РФ, раскрывающее понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" посредством замены его формулировкой "преступления, совершенные индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности".
При этом понятие "преступления, совершенные в сфере предпринимательской деятельности" продолжало использоваться в части первой статьи 81.1 УПК РФ, определяющей порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики, и в части четвертой.1 статьи 164 УПК РФ, устанавливающей общие правила производства следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных теми же статьями Особенной части УК РФ, которые указаны в части первой.1 статьи 108 УПК РФ.
Внесенными настоящим федеральным законом изменениями содержание части первой статьи 81.1 и части четвертой.1 статьи 164 УПК РФ приведено в соответствие с частью первой.1 статьи 108 УПК РФ.
 

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 24.02.2021 N 4-КЭ

Читать
"О праве пребывающего в отставке судьи замещать по контракту должности муниципальной службы - должность руководителя администрации района в составе муниципального образования и должность главы муниципального образования; о возможности представлять администрацию в отношениях с другими лицами, органами и организациями"
При замещении должностей главы администрации муниципального округа, руководителя администрации района муниципального образования, от пребывающего в отставке судьи потребуется непрерывное соотнесение своих действий с соответствующими требованиями судейской этики
При замещении судьей, пребывающим в отставке, должностей, указанных в подпункте 1 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, а также при осуществлении иной деятельности, разрешенной в силу абзаца первого пункта 4 той же статьи, судья, пребывающий в отставке, не должен выполнять функции представителя органа, учреждения или организации, в которых он замещает ту или иную должность, на основании доверенности.
Законное представительство применительно к юридическим лицам имеет место в тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основано на законе либо положениях учредительных документов юридического лица; полномочия законных представителей подтверждаются представленными суду документами, удостоверяющими их статус и полномочия, а не доверенностью.
В любом случае с судьи не снимается личная ответственность за выбор той или иной модели своего поведения.
Рассматривая возможность замещения той или иной должности, выполнения работы, разрешаемой законодательством о статусе судей пребывающему в отставке судье, судья должен учитывать все особенности служебных (трудовых) функций, составляющих содержание контракта (трудового договора), и самостоятельно соотносить свои действия с требованиями федерального законодательства о статусе судей и Кодекса судейской этики.