13 декабря Президиумом Верховного Суда РФ утверждены Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами и Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды.
В первом из названных обзоров ВС РФ обобщил выработанные им правовые позиции по вопросам, касающимся, в частности, заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО и его исполнения, ценообразования в данной области, накопления твердых коммунальных отходов, ликвидации несанкционированных свалок, оспаривания представлений органов прокуратуры и предписаний контрольных (надзорных) органов, привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в сфере обращения с ТКО. Так, в нем указывается, что:
- договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа;
- в садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе договор по обращению с ТКО с региональным оператором заключает постоянно действующий коллегиальный орган управления данного товарищества;
- в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости;
- неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Во втором обзоре представлены правовые позиции ВС РФ по вопросам, связанным с применением ст. 54.1 НК РФ и иных положений законодательства о налогах и сборах, регулирующих вопросы противодействия злоупотреблениям в сфере налогообложения участников экономического оборота. В частности, разъясняется, что:
- неблагоприятные последствия неисполнения налоговой обязанности другими участниками оборота не могут быть возложены на налогоплательщика, который не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях. При оценке того, была ли налогоплательщиком проявлена надлежащая осмотрительность при выборе контрагента, должны приниматься во внимание значимость и особенности сделки для налогоплательщика с учетом характера и объемов его деятельности;
- при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков;
- действия, направленные на обход установленных главой 26.2 НК РФ ограничений в применении УСН как специального налогового режима, предназначенного для субъектов малого и среднего предпринимательства, могут стать основанием для доначисления налогов;
- если создание нескольких организаций одним учредителем обусловлено целями делового характера и не связано с намерением получить налоговую выгоду, применение специального налогового режима участниками группы компаний правомерно;
- при искусственном дроблении единой деятельности между несколькими налогоплательщиками, извлекающими выгоду из применения специального налогового режима, определение недоимки по НДС производится путем выделения сумм налога из полученной всеми участниками группы выручки (по расчетной ставке налога).